Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 🎥
СССР
В ролях
Съёмочная группа
композиторы
художники
режиссёры
монтаж
операторы
продюсеры
остальные
сценаристы
Интересные факты
Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a> и <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
Идея фильма родилась после того, как <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a> прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
На съемках распалась троица <a href="/name/179092/" class="all">Вицин</a> — <a href="/name/109510/" class="all">Моргунов</a> — <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды он привёл одну девушку, а <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a> во время просмотра отснятого материала попросил выйти всех посторонних из зала, девушка захотела встать, а Моргунов остановил ее и сказал, что это к ней не относится, на что Гайдай заявил, что это как раз относится к девушке Моргунова, на что Моргунов ответил, что она не посторонняя, после этого Гайдай в последних сценах фильма, где герой Моргунова снят со спины заменил его на дублёра.
У <a href="/name/192726/" class="all">Натальи Варлей</a> не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом <a href="/name/313583/" class="all">Надежды Румянцевой</a>.
Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a>: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
Песенку про медведей исполняет <a href="/name/340191/" class="all">Аида Ведищева</a>.
Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Эпизод, где героиня <a href="/name/192726/" class="all">Натальи Варлей</a> должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>, <a href="/name/179092/" class="all">Вицин</a> и <a href="/name/109510/" class="all">Моргунов</a> во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
<a href="/name/192726/" class="all">Наталье Варлей</a> пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой <a href="/name/188847/" class="all">Никулина</a> и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось».
Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
В сцене с пивом трезвеннику <a href="/name/179092/" class="all">Георгию Вицину</a> пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1.6 л мощностью 48 л.с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью <a href="/name/188847/" class="all">Юрия Никулина</a> и на момент съёмок была основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938—1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня <a href="/name/192726/" class="all">Натальи Варлей</a> — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
<a href="/name/188847/" class="all">Юрий Никулин</a> и <a href="/name/109510/" class="all">Евгений Моргунов</a> считали многое в сценарии натянутым и на этом основании изначально отказались участвовать в съёмках. Впрочем, режиссёру фильма, <a href="/name/191587/" class="all">Леониду Гайдаю</a>, удалось их переубедить, обещая совместно переделать сценарий в сторону улучшения.
На роль Нины долгое время не могли найти подходящую актрису — пришлось провести более 500 фотопроб. В итоге выбор остановили на <a href="/name/192726/" class="all">Наталье Варлей</a>.
В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом.
Фразу <a href="/name/188847/" class="all">Никулина</a> «Бамбарбия! Кергуду!» использовали <a href="/name/245733/" class="all">Юрий Стоянов</a> и <a href="/name/245789/" class="all">Илья Олейников</a> в 1992 году для названия своего юмористического сериала «Кергуду» — прообраза передачи «Городок».
Для съемок сцены «прививки» <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a> предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место <a href="/name/109510/" class="all">Моргунова</a>. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: <a href="/name/284624/" class="all">Александр Демьяненко</a> оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
Фокус с поворотом головы <a href="/name/179092/" class="all">Вицина</a> на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
Цензура забраковала и эпизод, когда <a href="/name/290459/" class="all">Фрунзик Мкртчян</a> на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
В сцене торга в кабинете Саахова, герой <a href="/name/290459/" class="all">Мкртчяна</a> говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала... тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. <a href="/name/192726/" class="all">Наталья Варлей</a> все сделала сама.
Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
Фамилия Саахов для героя <a href="/name/257005/" class="all">Владимира Этуша</a> была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: <ul>1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»))</ul> <ul>2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б.Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б.Г.» были на табличке изначально.</ul> Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. <a href="/name/188847/" class="all">Юрий Никулин</a> случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «<a href="/film/43949/" class="all">Спортлото-82</a>», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
Ввиду того, что до начала карьеры актрисы <a href="/name/192726/" class="all">Наталья Варлей</a> работала в цирке канатоходкой, ей хорошо давались трюковые сцены. Однако в её случае проблему составляли игровые сцены из-за отсутствия актёрских навыков. В случае Саахова возникли расхождения во взглядах на образ персонажа между <a href="/name/191587/" class="all">Леонидом Гайдаем</a> и исполнявшим роль Саахова <a href="/name/257005/" class="all">Владимиром Этушем</a>. Если Этуш воспринимал своего персонажа всегда серьёзным человеком, в частности, не понимающим, как могли отвергнуть его ухаживания и облить вином, то Гайдай хотел сделать гротескный образ.
Во время совещания в доме Джабраила после реплики Труса «Вы даёте нереальные планы!» Балбес подхватывает — «Это как его… волюнтаризм!», на что следует гневная отповедь Джабраила: «В моём доме не выражаться!». Дело в том, что одной из причин снятия Хрущева, случившегося за год до этого, было обвинение в волюнтаризме, и это слово было одним из главных политических ругательств того времени. Тот факт, что реплика не была убрана из фильма после просмотра его Брежневым, может свидетельствовать, что шутка ему понравилась.
В сцене исполнения песни «Если б я был султан…» на даче Саахова, показана комбинированная телерадиоустановка «Кристалл-104». Она объединяла в общем корпусе телевизор с экраном 53 см по диагонали, всеволновый радиоприёмник высшего класса, электропроигрыватель и магнитофон. Выпускал эти аппараты Московский телевизионный завод в 1958—1959 гг. очень небольшой серией (несколько сот штук).
В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
В самом конце фильма Шурик с ослом и Нина идут по дороге. Нина останавливает маршрутное такси, которое останавливается так, что видны ноги всех троих героев. Затем ноги исчезают, т.е. в такси сели все трое, такси трогается с места, а в следующем кадре показано уезжающее такси и едущий вслед за ним Шурик на осле, хотя он только что сел в такси.
Обсуждение (0)
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.
Еще никто не оставил комментарий. Будьте первым!