Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
🎥

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 🎥

Год
1966
Рейтинг
0.0
Бюджет
25.3 тыс $
Длительность
82 мин
Возраст
6+
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, студент Шурик влюбляется в симпатичную Нину — спортсменку, отличницу, комсомолку и просто красавицу. Однако банда из трёх человек похищает девушку, чтобы насильно выдать замуж. Поняв, что происходит, Шурик отважно бросается освобождать кавказскую пленницу.
Жанры: комедия мелодрама мюзикл приключения
Страны:
СССР
Смотреть на других платформах:

В ролях

Владимир Этуш
товарищ Саахов
Михаил Глузский
администратор гостиницы
Георгий Милляр
гостеприимный хозяин с рогом
Эммануил Геллер
торговец на рынке
Пётр Репнин
главврач психбольницы
Ной Авалиани
работник гостиницы с тостом о птичке
Донара Мкртчян
жена Джабраила
Богдан Галустян
участник одновременной игры в домино
Гусейн Ахундов
доминошник
Николай Гаро
водитель автопоезда

Съёмочная группа

режиссёры

продюсеры

Интересные факты

Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a> и <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву &#171;Х&#187;. Следом появляется Балбес и дописывает букву &#171;У&#187;. Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: &#171;Художественный фильм&#187;.

Идея фильма родилась после того, как <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a> прочитал в&#160;одной из&#160;газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.

На съемках распалась троица <a href="/name/179092/" class="all">Вицин</a> — <a href="/name/109510/" class="all">Моргунов</a> — <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды он привёл одну девушку, а <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a> во время просмотра отснятого материала попросил выйти всех посторонних из зала, девушка захотела встать, а Моргунов остановил ее и сказал, что это к ней не относится, на что Гайдай заявил, что это как раз относится к девушке Моргунова, на что Моргунов ответил, что она не посторонняя, после этого Гайдай в последних сценах фильма, где герой Моргунова снят со спины заменил его на дублёра.

У&#160;<a href="/name/192726/" class="all">Натальи Варлей</a> не&#160;получилось озвучить свою героиню Нину. &#171;Пленница&#187; говорит голосом <a href="/name/313583/" class="all">Надежды Румянцевой</a>.

Все актеры во&#160;время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А&#160;все <a href="/name/191587/" class="all">Гайдай</a>: он&#160;создал &#171;золотой фонд&#187; из&#160;шампанского и&#160;за&#160;каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.

Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.

Песенку про медведей исполняет <a href="/name/340191/" class="all">Аида Ведищева</a>.

Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).

Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.

Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Эпизод, где героиня <a href="/name/192726/" class="all">Натальи Варлей</a> должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>, <a href="/name/179092/" class="all">Вицин</a> и <a href="/name/109510/" class="all">Моргунов</a> во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.

<a href="/name/192726/" class="all">Наталье Варлей</a> пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.

А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации &#171;Мосфильма&#187; носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: &#171;Прекратите этот идиотизм!&#187;

Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой <a href="/name/188847/" class="all">Никулина</a> и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название &laquo;Никулинский Орех&raquo;. Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной &laquo;Долиной Привидений&raquo;.

Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: &laquo;Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось&raquo;.
Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».

В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».

В сцене с пивом трезвеннику <a href="/name/179092/" class="all">Георгию Вицину</a> пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.

Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — &#171;Adler Trumpf&#187;, он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1.6 л мощностью 48 л.с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью <a href="/name/188847/" class="all">Юрия Никулина</a> и на момент съёмок была основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от &#171;Москвича-407&#187; (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись &#171;ЗМА&#187;).

Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938—1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.

Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня <a href="/name/192726/" class="all">Натальи Варлей</a> — редкий, экспериментальный микроавтобус &#171;Старт&#187;, уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.

<a href="/name/188847/" class="all">Юрий Никулин</a> и <a href="/name/109510/" class="all">Евгений Моргунов</a> считали многое в сценарии натянутым и на этом основании изначально отказались участвовать в съёмках. Впрочем, режиссёру фильма, <a href="/name/191587/" class="all">Леониду Гайдаю</a>, удалось их переубедить, обещая совместно переделать сценарий в сторону улучшения.

На роль Нины долгое время не могли найти подходящую актрису — пришлось провести более 500 фотопроб. В итоге выбор остановили на <a href="/name/192726/" class="all">Наталье Варлей</a>.

В процессе разработки сценарий многократно изменялся цензурой. Так, пришлось видоизменить фразу Труса «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!» на «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!», так как первый вариант посчитали издевательством над советским судом.

Фразу <a href="/name/188847/" class="all">Никулина</a> &#171;Бамбарбия! Кергуду!&#187; использовали <a href="/name/245733/" class="all">Юрий Стоянов</a> и <a href="/name/245789/" class="all">Илья Олейников</a> в 1992 году для названия своего юмористического сериала &#171;Кергуду&#187; — прообраза передачи &#171;Городок&#187;.

Для съемок сцены &#171;прививки&#187; <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a> предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем (&#171;жанэ&#187;). Конечно, его не&#160;втыкали в&#160;мягкое место <a href="/name/109510/" class="all">Моргунова</a>. Актера уложили с&#160;подушкой между ног. Несмотря на&#160;все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не&#160;хотел рисковать, но&#160;потом сдался: &#171;Колите, черт с&#160;вами&#8230; Но&#160;там&#160;же все рядом, и&#160;если что&#8230;&#187; Все прошло отлично: <a href="/name/284624/" class="all">Александр Демьяненко</a> оказался легок на&#160;руку и&#160;не&#160;промазал, сделав семь дублей!

Фокус с&#160;поворотом головы <a href="/name/179092/" class="all">Вицина</a> на&#160;сто восемьдесят градусов снимали в&#160;несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на&#160;лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на&#160;груди,&#160;— камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на&#160;лице, пальцы шевелятся&#160;— камера снимает, останавливается. А&#160;эти кадры &#171;разбиваются&#187; еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а&#160;потом когда ее&#160;сдвигают кверху.

Цензура забраковала и&#160;эпизод, когда <a href="/name/290459/" class="all">Фрунзик Мкртчян</a> на&#160;реплику &#171;жены&#187;, мол, как&#160;же ты&#160;мог украсть такую девушку, отвечает: &#171;А&#160;в&#160;соседнем районе жених украл члена партии!&#187;. Выход нашел <a href="/name/188847/" class="all">Никулин</a>: &#171;Все дело в&#160;акценте Мкртчяна. Давай я&#160;за&#160;него скажу&#187;. В&#160;устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не&#160;бросала тени ни&#160;на&#160;единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес&#160;— лжец, и&#160;нет правды в&#160;словах его.

В сцене торга в кабинете Саахова, герой <a href="/name/290459/" class="all">Мкртчяна</a> говорит фразу — &#171;Но ведь ты же не козу получаешь!&#187;. В этой фразе слово &#171;получаешь&#187; озвучил другой актер.

Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала... тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. <a href="/name/192726/" class="all">Наталья Варлей</a> все сделала сама.

Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.

Фамилия Саахов для героя <a href="/name/257005/" class="all">Владимира Этуша</a> была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: <ul>1) фраза дяди Джабраила в сцене &#171;разговора&#187; с Ниной (&#171;Или выйдешь отсюда женой товарища Саах&#8230; Ах, какого жениха!&#187; (в оригинале &#171;Или выйдешь женой товарища Ох&#8230; Ох, какого жениха!&#187;))</ul> <ul>2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета &#171;Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б.Г&#187;, причем видно, что слово &#171;Саахов&#187; написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы &#171;Б.Г.&#187; были на табличке изначально.</ul> Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации &#171;Мосфильма&#187; нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. <a href="/name/188847/" class="all">Юрий Никулин</a> случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: &#171;А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!&#187;.

Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).

Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами (&#171;Орех Никулина&#187;) и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая &#171;<a href="/film/43949/" class="all">Спортлото-82</a>&#187;, который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.

Ввиду того, что до начала карьеры актрисы <a href="/name/192726/" class="all">Наталья Варлей</a> работала в цирке канатоходкой, ей хорошо давались трюковые сцены. Однако в её случае проблему составляли игровые сцены из-за отсутствия актёрских навыков. В случае Саахова возникли расхождения во взглядах на образ персонажа между <a href="/name/191587/" class="all">Леонидом Гайдаем</a> и исполнявшим роль Саахова <a href="/name/257005/" class="all">Владимиром Этушем</a>. Если Этуш воспринимал своего персонажа всегда серьёзным человеком, в частности, не понимающим, как могли отвергнуть его ухаживания и облить вином, то Гайдай хотел сделать гротескный образ.

Во время совещания в доме Джабраила после реплики Труса «Вы даёте нереальные планы!» Балбес подхватывает — «Это как его… волюнтаризм!», на что следует гневная отповедь Джабраила: «В моём доме не выражаться!». Дело в том, что одной из причин снятия Хрущева, случившегося за год до этого, было обвинение в волюнтаризме, и это слово было одним из главных политических ругательств того времени. Тот факт, что реплика не была убрана из фильма после просмотра его Брежневым, может свидетельствовать, что шутка ему понравилась.

В сцене исполнения песни «Если б я был султан…» на даче Саахова, показана комбинированная телерадиоустановка «Кристалл-104». Она объединяла в общем корпусе телевизор с экраном 53 см по диагонали, всеволновый радиоприёмник высшего класса, электропроигрыватель и магнитофон. Выпускал эти аппараты Московский телевизионный завод в 1958—1959 гг. очень небольшой серией (несколько сот штук).

В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.

В самом конце фильма Шурик с ослом и Нина идут по дороге. Нина останавливает маршрутное такси, которое останавливается так, что видны ноги всех троих героев. Затем ноги исчезают, т.е. в такси сели все трое, такси трогается с места, а в следующем кадре показано уезжающее такси и едущий вслед за ним Шурик на осле, хотя он только что сел в такси.

Обсуждение (0)

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь.

Еще никто не оставил комментарий. Будьте первым!